Интеллект-карты в интеллект-картах. for "своя школа"

в рамках проекта "своя школа"
mozg
Это карта про устройство и функции нашего внутреннего компьютера - мозга, выполнена методом интеллект-карт, разработанного Тони и Барри Бюзьен. Их книга "Супермышление" рассказывает о методе кратко, доступно, конкретно. Если заниматься этим, лучше книгу прочесть, конечно. Я же сегодня расскажу, почему ее прочесть стоит, и как мне помогает в жизни этот метод.



Карты я рисую по любому поводу: разработать проект, законспектировать лекцию, книгу, статью, написать свою статью, принять решение по тому или иному вопросу, спланировать время... Целей можно достичь множество.
Собственно, карта №1 - конспект моего мк по рисованию карт. Применение разветвлено на 7 линии.
IK
Коротко о сути метода: вся информация, необходимая для осмысления, понимания, запоминания собирается на одном листе в краткой, структурированной, сжатой и местами визуализированной форме - в форме ментальной карты. Карты вашего мышления. Лучше, если вашей, хотя чужие карты тоже хорошо работают.

Основан метод на утверждении, что наше мышление радиантно, и смыслы на карте расходятся ветвями в разные стороны от центра, цепляя и связывая новые и новые ассоциации, как расходятся электрические импульсы от центрального объекта внимания к переферии ассоциаций.

Поскольку связи между нейронами в нашем мозгу уникальны, то и карты получаются уникальные. Есть определенные законы, по которым эти карты строятся, и если их нарушать, то карты работают хуже. Законы построения я собрала на этой карте, тоже конспект, который я беру на МК. Что показательно, спустя год-два-три я все также могу рассказывать о законах по этой карте.
IK_law
В центре карты помещается "центральный образ", образ того, чему вы посвещаете карту. Он должен быть цветным, желательно объемным и ярким. От него, как от семечка, из которого растет растение, многое зависит. Кстати, часто создание образа уже дает разрешение проблемы. Есть у меня такая карта, вот она.
pazzle
Собственно, дальше "центрального образа" дело не пошло. Карту начала рисовать, чтобы немного успокоить себя. Было мне тревожно, волнительно, страшно... На тот момент я официально выходила из декретного отпуска, воспитывая уже двух мальчиков. А вопросы сада решены не были, кроме того, я училась на права, и работ у меня было две, и в общем, в голове был полный кавардак. Решила как-то все это уложить, причесать. И как только я придумала образ пазла в центре карты и нарисовала отдельные кусочки, все собралось в картину. Я поняла, что меня тревожит, сколько задач передо мной стоит. И успокоилась. Как там психологи говорят? Осознание проблемы - половина ее решения? Видимо, они правы.

Создание карт - это творческий процесс, в нем много свободы. Но если не соблюдать законы, карты несколько потеряют в эффективности. К примеру, есть правило: одно слово - одна ветка, и вытекание слов одного из другого. Если оно не соблюдается, карта уже не так компактна. За это, кстати, я не так люблю электронные инструменты создания карт. Или еще: писать нужно печатными буквами. Если писать прописными, мозг тратит больше времени на схватывание информации, расшифровывая рукописную вязь... В общем, подробнее с законами стоит знакомиться по книге (а может быть, однажды я-таки сделаю мастер-класс).

Применять карты можно для совершенно любой мыслительной деятельности. Я попробовала, пожалуй, все сферы: и конспектирование, и планирование (как стратегическое, так и ежедневное), и креатив, и заучивание... Покажу, пожалуй, карты, которые рисовала в течение нескольких лет.

Так выглядит контфликт
Это конкспект какого-то психологического абзаца. Источник не зафиксирован, но зато содержание все вот оно.konflikt
АННОТАЦИИ
Тоже конспект одной из глав книги "Супермышление", посвященной аннотированию книг.
annotation

НЕ НАДО!
Эта карта стала для меня откровением. В книге Бюзьена есть домашние задания по освоению метода. И одно из заданий: нарисовать карту, посвященную желанию что-то купить, выучить, куда-то поехать. Я решила посвятить ее изучению английского языка: как выучить, где, сколько я на это потрачу... Надо сказать, что окошко "выучить английский" все время висело в сознании. Надо выучить язык, надо выучить язык. В общем, села я рисовать. Как видете, здесь всего три ветки, и ни одна толком не проработана. Отвечая на вопрос "зачем", я вдруг поняла, что пока это мне НЕ НАДО! Что и написала наверху карты. И закрыла мысленно окошко "выучить английский". На несколько лет. Сейчас я его снова учу, но теперь уже мне это точно надо, и я знаю как это делать)))
eng_no
ПРИЧИНЫ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ или ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ
Данной карте я посвятила очень много времени. Это самая первая большая моя карта. Здесь собраны мысли из книги о воспитании детей. Не спрашивайте меня автора, почему-то я не записала имя этой американской женщины. И название книги не записала))) Но я записала то, что было важно для меня в тот момент. Откровением этой карты стал верхний правый угол карты - вот эта стрелка цвета фуксии "задачи родителей". Эта мысль в книге не была сформулирована, и я после прочтения этой книги эту мысль не думала. "Помочь ребенку НАЙТИ себя и свое место в мире", как родительская задача, сформулировалось только тогда, когда я дорисовала карту.
bad_boys

К картам относятся по-разному. Одним они кажутся легкомысленными, а значит, это полная ерунда. Другим наоборот, кажется, что делать их очень трудно, и рисовать они не умеют. И у них так никогда не получится, и им иначе удобнее, к примеру, они любят списки. Ошибочка и там, и там. Создавать карты не легко, но весело! Это доставляет удовольствие, если вы умеете получать удовольствие от думания. Это сложный процесс анализа, структурирования и упаковки информации. Именно поэтому повышается запоминаемость. Когда вся информация собирается и выстраивается на одном листе, вам проще удерживать эту информацию в сознание. С другой стороны - это достаточно увлекательно, потому что дает много свободы. Да, есть определенные законы по организации карты, но они лишь для того, чтобы вашему мозгу было удобнее выполнять сложные процессы. В остальном же полная свобода. А свобода действий, творческий процесс дает удовольствие, освобождает энергию.
Да и не все карты такие. Цветные, долгосоздаваемые. Я, конечно, люблю рукотворные. Но больше у меня совсем других карт:
list
Это карта-планинг первой недели декабря 2008 года.

А это более красочный ЕЖЕДНЕВНИК одного из моих сентябрей.
Много было задач - карты помогли вырулить. Кстати, сейчас рисовать такие планинги я начинаю в сильно загруженное время. В обычном моем режиме все это как-то автоматически происходит уже.
list1_sept

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: остановка и стоянка
Пожалуй, сама полезная моя карта. Никак не могла запомнить и найти разницу между стоянкой и остановкой. Ну, бывает. А если учесть язык, которым правила написаны... В общем, решила себе нарисовать. И все стало понятно.
Правда, возможно, устарело кое-что, все-таки карте около семи лет.
stopPDD

Конечно, есть сервисы, которые помогают создавать карты. Самое лучшее http://www.mindmeister.com
К примеру, карту про метод шести шляп я рисовала на этом сервисе:
ШЕСТЬ_ШЛЯП
Есть и стационарные программы, которые можно скачать и установить на компьютер. К примеру MindMapper Pro, в свое время у меня стояла, сейчас пользуюсь браузерным сервисом, который упоминала раньше.
Можно даже скачать уже готовые карты в каталоге: http://mindmap-shop.ru/katalog/ (мне это сильно удивительно)

Но лучше всего делать это на бумаге, цветными карандашами или фломастерами, самостоятельно! Именно тогда начинает лучше работать ваше мышление.

о, спасибо Василиса, как-то я забыла про карты, надо попробовать снова!
попробуй, Алла))) и показывай, что получилось) рада видеть тебя!

Любопытственно)
(Если тебе от меня пришло лс - это я комент написать пыталась Х) и, видимо, что-то напутала))